Обеспечение перехода к дистанционному образованию как приоритетная задача прикладной философии: поиск нетривиальных идей

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Институт информационных и вычислительных технологий

Корейское научно-техническое общество «Кахак»

Корейская федерация научно-технологических обществ (КОФСТ)

Материалы

Международного целевого симпозиума

«Обеспечение перехода к дистанционному образованию как приоритетная задача прикладной философии:

поиск нетривиальных идей»

ОПДО – 2020,

Алматы,

03 октября 2020 г.

ФУНДАМЕТАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ: ПРЕДВИДЕНИЯ О. О. СУЛЕЙМЕНОВА

Г.А. Мун1,2, И.Э. Сулейменов1,2

1Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан

mungrig@yandex.ru

2Национальная инженерная академия РК, Алматы, Казахстан

esenych@yandex.kz

Переход к новой парадигме высшего образования сегодня актуален как никогда. Но, необходимо принимать во внимание, что сугубо прагматические соображения, с очевидностью связанные с текущим эпидемиологическим кризисом, представляют собой не более чем вершину айсберга.

Высшая школа в современных условиях де-факто перестала решать одну из своих главных задач – она перестала формировать Человека с большой буквы, который в состоянии нести не только юридические, но и нравственную ответственность за свои поступки.

Турбулентность, в которую втягивается современный мир всё более и более отчетливо демонстрирует этот тезис со всей наглядностью. Отрицание нравственности не приведет ни к чему хорошему, и мы это уже отчётливо видим.

Многие российские публицисты пытаются обратиться к наследию прошлых столетий. Во многих выступлениях на российских телеканалах все чаще повторяется известный тезис Достоевского – если Бога нет, то все позволено; его различные интерпретации отражены и в научной литературе [1]. Бесспорно, те люди, которые пытаются апеллировать к Всевышнему, пытаясь создать основу для противостояния бездуховности и прочим негативным тенденциям, связанным с торжеством общества потребления, во многом правы.

Однако обращение к наследию прошлых эпох само по себе недостаточно конструктивно для того, чтобы мобилизовать массы людей на движение вперёд. Всё то, что унаследовано от прошлых эпох, должно, в том числе, опираться на конструктив, отвечающий современным реалиям.

В этом смысле призывы вернуться к тезисам Достоевского, не могут рассматриваться как достаточно убедительные. Во всяком случае, молодежная среда будет отвергать их как минимум в силу стремления к чему-то иному. Анализируя поведения и стремления наиболее талантливых и одаренных студентов (инструмент для такого анализа реализован нами на основе цифрового образовательного ресурса «История и философия науки», сопряженного с аналитической системой искусственного интеллекта), нельзя не прийти к выводу о том, что современное человечество погрязло в конфликтах именно в силу того, что оно утратило путеводную звезду, служащую основой для любых нравственных ориентиров. Качественные изменения в экономике, выражаемые тезисами о глобализации и устойчивом развитии, казалось бы, создали основу для того, чтобы наиболее дикие формы конфликтов оказались в прошлом. К сожалению, этого не произошло.

Путеводной звездой для человечества долгие столетия служила идея Всевышнего, именно ее российские (и не только) публицисты, о которых говорилось выше, вновь пытаются задействовать для возрождения нравственной основы развития человечества.

Нельзя, однако, забывать о том, что секуляризация и эмансипация общества есть уже завершившийся процесс (во всяком случае, это относится к его наиболее образованной части). Призывы, основанные на древних религиях, останутся неуслышанными большинством тех, кто способен двигать общество вперед. Если говорить предельно упрощенно, бунтующая молодежь во всех странах мира отчётливо понимает, что секуляризация и эмансипация общества играет ей на руку. Наглядным примером в данном отношении является роль «айтишников» в протестах лета 2020 г. в Республике Беларусь.

Во всех действиях людей, принадлежащих к социальным стратам, так или иначе ориентированным на развитие, подспудно прослеживается тезис, некогда озвученный бароном Гольбахом – религия произошла от встречи дурака с обманщиком. Возможно, атеистические тезисы эти люди и не формулируют для себя явно, но они именно так и думают. Это – ярко выраженные прагматики. Даже если они формально и принадлежат к той или иной конфессии, этот факт никак не влияет на их экономическое поведение. Более того, во всем том, что касается экономики, подавляющее большинство населения постсоветских (и не только) государств ведет себя как самые последовательные атеисты, достаточно обратить внимание на тот факт, сколько людей в Казахстане, относящих себя к мусульманам, пользуется услугами банков (что прямо запрещено нормами шариата).

Следовательно, перед мыслящими людьми сегодня со всей остротой стоит вопрос о том, чтобы указать новую путеводную звезду, сочетая прагматизм и высокие духовно-нравственные идеалы.

Эта задача чрезвычайно сложна, но контуры для решения уже существуют. Именно в связи с этим обстоятельством мы вновь и вновь призываем обратиться к тезисам, которые еще 50 лет назад высказал О.О. Сулейменов в некогда нашумевшей монографии «Аз и Я». В те годы, на излете «золотых шестидесятых», на страницах этой очень нетривиальной книги [2] О.О. Сулейменов обрисовал образ ученого-поэта или поэта- учёного.

Он говорил о том, что человек, способный к истинным свершениям, не может быть «чистым технарем», или «чистым гуманитарием» – личность, в особенности сделавшая своей профессией творчество, должна развиваться гармонично, и именно этот тезис сегодня становится актуальным как никогда.

На современном языке упомянутые идеи О.О. Сулейменова трактуются через тезис о конвергенции естественнонаучного, технического и гуманитарного знания. Существенно что данный тезис приобретает как сугубо прагматическое, так и нравственное измерение. Если говорить о сугубо нравственный плоскости, то всё очевидно – человек, который является поэтом в высоком смысле этого слова, так или иначе не может усвоить весь пласт культуры. Следовательно, он – в силу ментальности, которую он не может не приобрести как поэт – будет следовать соответствующим идеалам, как минимум, он будет транслировать их в общество даже в том случае, если сам разделяет их не до конца.

Эту мысль можно развивать и дальше, однако для целей настоящей работы гораздо более важно сконцентрировать внимание на второй грани проблемы, на том, что только идеалы нравственности и могут обеспечить движение человечества вперёд, безотносительно к идее Всевышнего.

Тот кризис, в котором сейчас находится цивилизация, неразрывно связан с примитивно понимаемым прагматизмом и становлением общества потребления. Наука, и философия, поставленная на службу примитивно понимаемому прагматизму, перестала генерировать новые идеи и смыслы [3]. Для того чтобы идти вперёд, нужны идеалы. Как бы парадоксально это сегодня не звучало, но только возврат к идеалам, повеление некоей, если угодно, общечеловеческой мечты и может стать наиболее эффективным средством решения системных проблем в экономике.

Вернёмся к вопросу о «путеводной звезде» как основы для формирования идеалов и ценностей Нового Просвещения.

Люди от века объединились либо перед лицом общего врага, либо благодаря некоторой фундаментальной идее. «…нет ни эллина, ни иудея» сказано в послании к Колоссянам св. Апостола Павла.

Именно эта концепция, отрицающая существовавшие ранее национальные и идеологические различия, некогда сплотила народы бывшей Римской империи, а позже обеспечила вполне определенное идеологическое и моральное единство, поддерживаемое Римско-католической церковью на протяжении всех Темных веков в Европе.

Сегодня, Всемирная организация здравоохранения открыто признала, что человечество фактически провалило тест на возможность консолидации даже перед лицом угрозы, признанной значимой почти всеми политическими элитами. Выясняется, что даже наличие общего врага не в силах преодолеть разобщенность стран и народов. Именно поэтому мы и говорим об общей идее, которая могла бы побудить мыслящую часть человечества сплотиться.

Ещё каких-нибудь 70 лет назад существование такой идеи отнюдь не выглядело фантастикой. Прорыв в Космос, полеты человечества к звездам многим дали возможность говорить о стремлении к некой высшей объединяющей цели. Воззрения русских космистов, заложивших основу для такого рода идей и сегодня входят в обязательную программу по истории и философии науки, но экспансия в космос, по целому ряду причин, подробно проанализированных их в нашем учебнике [3], захлебнулась.

Прорыв к звездам не состоялся, но человечество обладает еще одной вполне определенной мечтой, которая действительно в состоянии его сплотить. Мы говорим о той мечте, о той сверхзадаче которая так или иначе лежала в основе всех мировых религий – об идее бессмертия.

На уровне гипотез этот вопрос мы уже поднимали в монографии [4]. К настоящему времени об этом можно говорить с гораздо большей уверенностью, поскольку построены базовые теории, позволяющие раскрыть сущность интеллекта. Их философская основа отражена в работах [5-7].

Напомним, что попытки разработать механизмы, обеспечивающие «переселение сознания» из биологического тела в небиологическое (и тем самым сделать человека фактически бессмертным) предпринимались неоднократно. Так, в СМИ не так давно обсуждалась концепция е-существа – «компьютерной» формы существования человека после гибели его биологического тела, поддержанной российским медиамагнатом Дмитрием Ицковым.

С философской точки зрения (равно как и с точки зрения теории информации) в такой постановке вопроса нет решительно ничего мистического. Сознание человека – это сугубо информационный объект, и природа носителя, на который оно записывается, в сущности, вторична. Полупроводники в данном отношении принципиально ничем не отличаются от биологических информационных макромолекул.

Запись той или иной информации в компьютер, не вызывает затруднений, более того, по существующим оценкам мощности современного даже персонального компьютера хватит, чтобы вместить интеллект человека. Но, встает вопрос, что записывать конкретно. Грубо говоря концепция е-существа в той форме, в которой она существовала ранее, предполагала детальное изучение тех взаимосвязей, между нейронами, которые порождают интеллект и сознание. Очевидно, что нейрофизиология ещё нескоро приблизиться к решению этой задачи. Надо также учитывать, что слепое копирование структуры связей человеческого мозга и перенос ее на небиологический носитель неизбежно вызовет, как минимум, фантомные боли. У е-существа будут болеть несуществующие руки или другие части тела, грубо говоря. Это связано с тем что большая часть ресурсов мозга человека направлена на «обслуживание» физиологии.

Мы ставим вопрос принципиально иначе. Мы говорим о том, что для реконструкции интеллекта человека вовсе необязательно «залезать» внутрь его черепа. Реконструировать интеллект можно (!) на основе тех коммуникаций, которые человек строит с окружающим миром. Основой для этого является вывод, сделанный в [4]. В соответствии с ним интеллект есть не столько атрибут индивида, сколько видовой признак. Интеллект формируется не «внутри» человека, а в процессе взаимодействия с коммуникационной средой.

Первичным фактором становления и существования интеллекта и сознания является именно коммуникационная среда, поэтому, изучая взаимодействие индивидов с нею, можно реконструировать его личность как особый информационный объект. В известном смысле это возвращает к старому марксистскому тезису «человек есть совокупность общественных отношений». «Реконструировать» человека в этом смысле на многие порядки проще, нежели детально разбираться в устройстве головного мозга.

Первичным здесь, как показано в данной работе, является анализ интеллекта именно как видового признака. Сознание и интеллект отдельного человека есть проекция информационных структур, формирующихся в надличностном коммуникационном пространстве.

Соответственно если решить задачу о том, что является сущностью интеллекта, то можно решить и проблему индивидуального бессмертия – важно понять, какую именно информацию следует переносить на небиологический носитель с тем, чтобы воссоздать индивидуальность.

Это – задача прикладной философии, что вновь и вновь возвращает к тезисам, которые еще пятьдесят лет назад озвучены «шестидесятниками». Для того чтобы двигаться вперед нужна мечта, обеспечивающая стремление к высокому. Технарь – в современном унылом понимании этого термина – обречён на решение задач, которые достаточно быстро выродятся, что и показывает текущая практика. Наука, отданная на откуп узким специалистам, стремительно деградирует – и это мы видим со всей отчетливостью. Для того, чтобы человечество действительно перешло к следующему витку развития, нужен новый дискурс. Нужны люди способные мыслить по-другому, нужны те, кого Олжас Омарович назвал поэтами-учеными, способные вдохновить всех остальных на истинные свершения.

Литература

  1. Кувакин В.А. Ф. Достоевский: «Если Бога нет, то…» // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/f-dostoevskiy-esli-boga-net-to (дата обращения: 30.09.2020).
  2. Сулейменов О.О. Аз и Я. Книга благонамеренного читателя. Алма-Ата – 1975, 142 с.
  3. Сулейменов И. Э., Габриелян О.А., Седлакова З.З., Мун Г.А. (2018) История и философия науки (официальный учебник для всех специальностей магистратуры).  –  Алматы, Изд-во КазНУ, 406 с.
  4. Калимолдаев М.Н., Пак И.Т., Мун Г.А., Витулёва Е.С., Матрасулова Д.К., Сулейменов И.Э. Искусственный интеллект, учение о ноосфере и … путь к бессмертию – Алматы: ТОО «Полиграфкомбинат», 272 с.
  5. Ibragim Suleimenov, Aliya Massalimova, Akhat Bakirov, Oleg Gabrielyan. Neural Networks and the Philosophy of Dialectical Positivism.  MATEC Web Conf. 214 02002 (2018) DOI: 10.1051/matecconf/201821402002
  6. Suleimenov E Ibragim, Gabrielyan A Oleg, Bakirov S Akhat and Yelizaveta S Vitulyova. Dialectical Understanding of Information in the Context of the Artificial Intelligence Problems // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – № 630, 2019, DOI: 10.1088/1757-899X/630/1/012007
  7. Ibragim E. Suleimenov, Yelizaveta S. Vitulyova, Akhat S. Bakirov, and Oleg A. Gabrielyan. 2020. Artificial Intelligence: what is it? // Proceedings of the 2020 6th International Conference on Computer and Technology Applications (ICCTA ’20). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA, 22–25. DOI: https://doi.org/10.1145/3397125.3397141

Payroll as an efficiency and effectiveness of students’ motivation

A.А. Nurtazin

Corporate Fund “Aqtobe Hub”, Aqtobe, Kazakhstan

anuar_nurtazin@mail.ru

Abstract

Despite the fact that high-quality education is a priority of Kazakhstan in the modern world, there are many stereotypes concerning some professions. This article presents a study on the lack of interest of young people in certain career. The decrease of students’ interest in learning is mainly caused by a number of stable judgments that are rooted in the consciousness of the community.

At the moment there is a discrepancy and a significant predominance in certain professional spheres. Among them, management, marketing, accounting and audit, translation, etc. Competition for these specialties is large enough and dense, which encourages potential investors to invest in these areas with greater activity.

1. Introduction

The main principle of Kazakhstan in the education system is universal access to education. The priority direction of Kazakhstan education is to ensure its competitiveness in the world arena. Today, international organizations use not only quantitative statistical data for ranking countries in accordance with the level of economic and social indicators, but also qualitative ones, determined by interviewing all participants in the educational process. Thus, the public receives information about the implementation of the principle of publicity and responsibility of state bodies and their institutions.

The future of modern civilization depends not only on the level of technological progress and economic growth. It is increasingly determined by the role of the individual, ready to solve the main socio-economic problems. The leading factor in the realization of this global task is the education system. The education system of the Republic of Kazakhstan is now in the phase of deep conversion processes. State Program for the Development of Education of the Republic of Kazakhstan for 2011-2020 defines Kazakhstan as an educated country, with a smart economy and a highly skilled workforce.

Moreover, at present the effectiveness of the researcher’s work is most often assessed on the basis of the degree to which his work is in demand.

2. Framework & Methods 

In particular, at the present stage, which is characterized by a significant drop in the social significance of science as an institution that supports the generation of strategies, there is a steady loss of interest in it from society. In Kazakhstan, there are 216,879 people enrolled in 50 state higher educational institutions, or 47.2% of the total number of students, according to the report of the Statistics Committee of the Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan. According to statistical data, at the beginning of the 2015-2016 academic year, there are 127 institutions of higher education in Kazakhstan, the total number of students is 459,369, of which 414,772 are studying for a bachelor’s degree, and 39,344 people for higher special education.

For ten years of implementing the Unified National Testing, more than 27.3% of graduates choose geography as the main subject, the second most popular subject is World History. This again proves the high competition and significant prevalence of such spheres as management, marketing, accounting and audit. By the way, the formation of an accountant at the Faculty of Accounting and Audit, as well as education at the Faculty of Jurisprudence, takes an average of four years. The annual fee for training in these specialties is 559,994 KZT and 672,000 KZT respectively.

This statistical information clearly shows the discrepancy in the duration of training and the annual payment of training for an accountant and a lawyer with the time and money spent on the education of a medical worker. For five years of bachelor’s degree and two years of compulsory internship, the future doctor spends twice as much finance and time as a student-accountant or lawyer for four years. With regard to wages: a medical worker receives an average monthly salary in the amount of 148823 KZT. Lawyers work in the public service, within the medium salary of 148774 KZT. Accountant engaged in service in industrial production, monthly earns 248145 KZT. The waiter, who does not have a higher or secondary special education earns 75476 KZT per month.

3. Results and Discussion

If we look at the statistics of the allocation of state grants in the spheres of activity, most places are allocated to engineering, mining, agriculture and automotive matters. The absolute record holder among the applications for the grant are applicants with a geography subject profile (52 persons per place with six grants allocated),

However, at the state labor exchange, the professions are the most “profitable”, both for entrants and for workers, with minimal time, mental and, of course, financial costs. These professions, which include the aforementioned accountant, provide a quick and guaranteed rise in the career ladder with the subsequent prospects of a good earning. While a young man who chooses a sphere of high intellectual activity risks a significant part of his life, which, of course, can not be replenished.

The sphere of education in the world substance today is considered as the basic indicator of the geopolitical positioning of the state. Global challenges in the field of education are directly dependent on the factors of the financial and economic situation, including demographic and migration processes. The world trend of reducing public spending on social projects and rising unemployment can critically affect the prosperity of the country. At the same time, only a dynamically developing educational system can make an invaluable contribution to the social well-being of the nation and the economic progress of the state.

More than 4 million Kazakh students receive education, mastering the skills and knowledge necessary for successful personal and professional implementation. The transformative processes of the Kazakh education system are supported by state institutions at all levels of socio-economic policy management.

However, the presence of “injustice” in the budget allocation is depressing. Between the most popular spheres, but focused on the intellectual abilities of the majority of the population, and areas that require a great personal investment there large discrepancy.

4. Conclusion

The problems that will have to be dealt with in order to reverse the unfolding negative tendencies (and this will have to be done, since the formation of the knowledge economy is already an urgent economic necessity) are very complex.

Unfortunately, all the invested resources are not repaid on throughout their careers, since a relatively small salary and a hard process. It certainly needs to be fixed by the state.

ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И МОНИТОРИНГА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Файзиев Р.А.

Ташкентский государственный экономический университет, Ташкент, Узбекистан zktdiu@yandex.ru

Непрерывное образование признано новым фактором, который влияет на все аспекты материальной и духовной жизни общества, радикально меняя образ жизни миллионов людей. Непрерывное образование формирует новую структуру жизненных ценностей и планов, а также новое отношение к качеству знаний. Восхождение каждого человека к высотам культуры в самом широком смысле, усвоение всего духовного богатства современной культуры на уровне общечеловеческих ценностей проявляется как важнейшая цель и задача системы непрерывного образования.

Непрерывное образование включает в себя следующие виды образования: дошкольное образование; общее среднее образование; среднее специальное, профессиональное образование; высшее образование; послевузовское образование; повышение квалификации и переподготовка кадров; внешкольное образование.

Непрерывное образование создает необходимые условия формирования творческой, социально активной, духовно богатой личности и опережающей подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных кадров.

Для решения поставленной задачи необходимо:

1.Создание единой базы данных по всем выше перечисленным видам образования;

2. Разработка защищенной системы, которая управляет созданной базой данных в локальных, корпоративных и интернет-сетях;

3. Создание базы данных, управляющей базой данных Центрами информационных ресурсов;

4. Создание системы, обеспечивающей тестирование знаний;

5. Разработка организационной структуры системы и предоставление пользователям участникам и уполномоченным пользователям возможности просматривать и использовать соответствующую им информацию;

6. Разработка рекомендаций по повышению качества и эффективности образования;

7. Подготовка материалов, литературы нового поколения и учебных материалов о духовной и воспитательной работе, которая формирует чувство уважения к патриотизму, человечеству и национальным ценностям у молодого поколения.

Для решения вышеизложенной задачи была разработана “Автоматизированная система образования и мониторинга ZIYOKOR” которая в 2010 году зарегистрирована в Государственном патентном ведомстве Республики Узбекистан [1-2]. Система прошла испытания в нескольких учебных заведениях и в последствии была усовершенствована [3-5].

Литература

  1. Файзиев Р. А., Файзиев Ш. Р. Автоматизированная система образования и мониторинга ZIYOKOR, версия 1.0//Государственное патентное ведомство Республики Узбекистан //Свидетельства № DGU 01985. – Т. – 2010.
  2. Файзиев Р. А., Файзиев Ш. Р. Автоматизированная система образования и мониторинга ZIYOKOR, версия 2.0//Государственное патентное ведомство Республики Узбекистан //Свидетельства № DGU 02022. – Т. – 2010.
  3. Файзиев Р. А. и др. МЕТОДЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ //International Scientific and Practical Conference World science. – ROST, 2016. – Т. 2. – №. 8. – С. 56-59.
  4. Файзиев Р. А., Файзиев Ш. Р. ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕИМУШЕСТВА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ //International Scientific and Practical Conference World science. – ROST, 2015. – Т. 3. – №. 3. – С. 21-27.
  5. Файзиев Р. А., Файзиев Ш. Р. ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕИМУШЕСТВА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ //International Scientific and Practical Conference World science. – ROST, 2015. – Т. 4. – №. 4. – С. 16-20.

Tutoring productivity enhancement motivation

A.А. Nurtazin

Corporate Fund “Aqtobe Hub”, Aqtobe, Kazakhstan

anuar_nurtazin@mail.ru

Abstract

In accordance with modern didactic concept, criteria of efficiency of education in higher education should reflect not only hold students ‘ knowledge, abilities, skills and ways of working, but also the development of qualities of personality that is particularly relevant for future teachers. Training of teachers in higher professional education provides the development of professionally significant qualities and skills.

1. Introduction

The criteria of effectiveness of teaching students in high school need to be considered from the position of personal approach. Under private-oriented learning refers to a type of learning in which “the organization of interaction of subjects of educational process to the maximum extent directed to their individual characteristics (values, attitudes, intellect, abilities, etc.) and the personal specifics of the modeling world”.

Technology of personality oriented learning involve continuous design of the mechanism of self-organization and self-realization of the student’s development of his cognitive abilities. The practical realization of the ideas of student-centered learning involves changing approaches to the evaluation of its effectiveness, which should fully reflect the dynamics of personality development, self-realization of its cognitive capabilities. In the General scientific sense, “efficiency” is understood as “spectacular, giving the effect of leading to the desired results, efficient.” Pedagogical essence of this concept is revealed in numerous works of domestic and foreign researchers.

2. Framework & Methods

One of the first methodological analysis of the category of “learning efficiency” was presented by V.M. Blinov. Defining efficiency as a socially significant quality of training, by which are evaluated the results of the activity performed according to the degree of their approximation to the public purpose consistent with the generalized view about the training of personality, the author believes that to identify the effectiveness of training is required, above all, to have cash knowledge about idealized learning outcomes and, then, to be able to get an objective “slices” of the results of ongoing activities.

They proved the principal possibility of qualitative and quantitative expressions of the dependence between learning and training (efficiency criterion V. M. Blinov) using the ratio of the maximum possible (maximum or optimal) and achieved current results of training activities. In the works of S. I. Arkhangelsk, G. I. Baturina, V. P. Bespal’ko, B. P. Mezentseva, M. N. Skadina, discusses the various approaches to determining the effectiveness of training, which are mainly limited to assessing the specific result of achieving the specific goals of individual stages and acts of the educational process. Proclaiming that “one of the most important tasks for improvement of teaching is to all types of content (knowledge, skills, activities, relationships) to be combined in the required proportions in due measure”, I. Ya. Lerner did not disclose the mechanisms of such proportions.

The concept of these authors provide the basis for analyzing the effectiveness of the educational process. The notion of effective teaching is inextricably linked to the concept of quality education, which is characterized by a set of properties (and their manifestations) to help meet the educational needs of the individual and relevant to the interests of society, reflected in public documents, regulating activity of educational actors at all levels.

3. Results and Discussion

Traditionally, the criteria for the quality of the learning process include: the completeness of the designed elements of educational content and teaching methods, individualization and differentiation of learning, using a variety of organizational forms; the realization of the educational function of training. According to them one can distinguish the following “criteria for training effectiveness: the accuracy and dependability (consistency) of knowledge, the formation of scientific Outlook of students, values, moral, labor and aesthetic education of students of higher education, the level of creative application of knowledge and skills”. We can say that the criteria of quality training are refracted in the performance criteria, subject to specific didactic goals.

Quality criteria of the learning process: – completeness of the designed elements of educational content and teaching methods; – individualization and differentiation of education; – the use of a variety of organizational forms; -implementation of educational training functions. Criteria of effectiveness of training: – the accuracy and dependability (consistency) of acquired knowledge; – formation of scientific Outlook of students, a system of values; moral, labour, aesthetic and physical education of students; – the level of creative application of knowledge and skills.

This scheme does not purport to reflect the relationship of criteria of quality of training and its effectiveness, however, allows you to designate the General logic of their construction. Creating an efficient system of such criteria is determined by the objectives set for the education society, the specific conditions in which the educational process. The inadequacy of criteria for the designated purpose leads to negative consequences. Negatively on learning outcomes when defining the criteria of its efficiency are affected by the one-sided consideration of such criteria. The contradiction between the decades shaped by stereotypes in society as a whole to assess and be assessed (in particular, between habit of students receive a mark for a particular type of activity, and the need of exhibiting her teacher) and ideas of modern educational concepts requires changes in the approaches to evaluating the effectiveness of training.

One of them may be associated with the purposeful formation of a system of relevant indicators from the position of student-centered learning. In modern psychological-pedagogical literature recognized the need to include in the performance criteria and learning criteria that reflect the development of the individual student. “Development occurs on the basis of mastery of knowledge, but also in the process of mastering the culture of human relations, ways of activity, human values. The effect of the development, in turn, creates the preconditions for a thorough mastery of knowledge, ways of activity, the occurrence of the individual in the context of culture. But the harmony of these processes is not achieved automatically. Required appropriate design and organization of learning emanating from the understanding of the nature and dynamics of learning and personal development”.The problem of the practical use of these criteria in order to evaluate the effectiveness of training on, for example, a study I. D. Burtovoy, B. P. Sasina. In it the authors make no claim to completeness, identify generally accepted in the pedagogical literature the validation criteria and evaluation of cognitive work of students with the system of reference personal qualities and measurements of the degree of manifestation of these qualities. The authors of the study insist that the generally accepted performance criteria that are listed, for example, in the Russian pedagogical encyclopedia, must be supplemented by the criterion of “personal orientation”.

However, in this study remained out of sight such an important aspect of this problem as the formation of criteria of efficiency of methodical system of the teacher. The effectiveness of learning are addressed in numerous studies by such authors as G.I. Baturina (criteria of effectiveness of training); V.P. Bespal’ko  (development of criteria of quality assimilation of knowledge by students); V.M. Blinov  (the relationship of learning and training, development of methodology of determining the effectiveness of training); V.P. Bitinas  (measurement issues in pedagogical research); V.P. Mezentsev (characterization and quantitative assessment of the effectiveness of the educational process); M.N. Skatkin (development process), etc. S.I. Arkhangel considering the efficiency in the evaluation of the educational process as a result of achieving a specific goal. He stresses that the effectiveness characterizes the condition of all sides of the system of the educational process. Efficiency is complemented by the effectiveness of the training, i.e. the expression of certain results of the individual steps and acts of learning.

In connection with the task of investigating the process of learning and scientific organization of the educational process for its optimization and development raises the following issues: – the building is quite strict, scientifically well-founded system of educational process with the unit to its components and subsystems with their goals and objectives, but coming from the solution of common system tasks; – establishing for each component of the system (subject matter, type of training, funds, etc.) of the optimal structure, content and ways of expressing scientific information; – programming of the functioning of each component considering their relationship at a certain time and in a certain sequence; – justification of choice of means, forms and methods of training; – definition of an optimum learning environment; – design and conduct scientific organization of educational and scientific work of students and educational activities of teachers; – the establishment of a monitoring system and status monitoring of the educational process, the measures and methods of control, stabilization and improvement.

4. Conclusion

Evaluation of effectiveness takes place on the basis of certain parameters (criteria) learning by using some qualitative and quantitative indicators. Performance indicators provide an assessment of the educational process in such essential parameters as, for example, the cost of time and labor for certain tasks of teaching; the amount and quality of knowledge acquired by students within certain limits; the possibilities of the used means, forms and methods of education; adaptability of the system to changing conditions of education; correspondence of the academic work with the goals and objectives of education; the optimality of the regulation and management of the educational process.

Использование систем искусственного интеллекта для коррекции психофизиологического состояния населения в условиях жестких карантинных мер

С.Т. Байпакбаева1, М.В. Косцова2

1Национальная инженерная академия РК, Алматы, Казахстан

saltanat.baipakbayeva@gmail.com

2Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия

mashasev@mail.ru

В настоящее время наблюдается существенный рост числа различных психических расстройств (равно как и менее выраженных отклонений) в постсоветских государствах, обусловленный довольно жесткими карантинными мерами, которые трансформировали жизненные форматы у большого числа людей. В частности, значительное воздействие на психику населения РК оказала необходимость сопровождать дистанционные занятия школьников в режиме реального времени.

Индикатором изменения настроений в обществе, равно как и изменений психофизиологического состояния населения, приобретающих массовый характер, является, в том числе, и всплеск интереса к услугам психотерапевтов.

Instagram заполнен различного рода объявлениями, предлагающими соответствующие услуги, причём качество данных услуг никак не регулируется, а квалификация лиц, позиционирующих себя в качестве психотерапевтов, зачастую не подтверждена официально (или же соответствующую информацию невозможно проверить на уровне рядового потребителя).

В таких условиях представляется целесообразным разработать централизованные меры по оказанию психотерапевтических услуг населению. Очевидно, что здесь существенную роль могут играть программные продукты, обеспечивающие коррекцию психофизиологического состояния при незначительных отклонениях, а также диагностику более серьезных отклонений. Выявление реальной необходимости обращения к специалисту также является важной задачей, в том числе, и потому, что существует значительное количество лиц, обнаруживающих у себя отклонения вследствие мнительности.

Основой для создания такого рода программных продуктов могут служить существующие методики построения цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), в том числе сопряжённых с системами искусственного интеллекта.

ЦОР, как показано в работе [1], действительно могут стать диагностическим средством за счёт того, что переходы по встроенным в текст гиперссылкам несут обширную информацию о предпочтениях человека, его заинтересованности к тому или иному вопросу и так далее.

Следовательно, на сегодняшний день представляется актуальным создание ЦОР, которые позволили бы заменить различного рода пособия, позиционирующие себя как средства достижения личного успеха, но реализованные на профессиональной основе. Параллельно, такого рода ЦОР могут выполнять как психотерапевтические функции (например, за счет анализа соответствующих жизненных ситуаций и обучения пользователей на конкретных примерах), так и диагностические, в соответствии с алгоритмами, упомянутыми выше, а также в работах [1,2].

Литература

  1. Ibragim Suleimenov, Akhat Bakirov, Dinara Matrassulova, Anastasiya Grishina, Mariya Kostsova, Grigoriy Mun Example of the Use of Artificial Neural Network in the Educational Process //Future of Information and Communication Conference. – Springer, Cham, 2020. – Р. 420-430. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-39445-5_31
  2. Сулейменов И.Э., Пак И.Т., Габриелян О.А., Колдаева С.Н., Бакиров А.С. Принципы разработки комбинированных средств обучение-тестирование // Известия научно-технического общества «КАХАК». – 2017. – № 3 (58). – С. 96-105.

К вопросу об оценке эффективности образовательных программ в университетах

И.Т.Пак1, Л.Е.Агибаева2, Ю.А.Литвиненко2

1Институт информационных и вычислительных технологий КН МОН РК, Алматы, Казахстан

pak.it@mail.ru

2Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан

laura.agibayeva@mail.ru

Как известно, в настоящее время в РК идет переход на новую модель управления сферой высшего образования. В соответствии с нею, университетам предоставляется куда больше свободы в формировании учебных программ, а главное – каждый университет приобретает право выдавать диплом своего собственного образца. Тем самым, государство, с одной стороны, в значительной степени снимает с себя ответственность за качество обучения в конкретных университетах, а с другой стороны намеревается задействовать репутационные факторы.

В условиях явного переизбытка университетов в Республике Казахстан между ними с очевидностью будет идти жесткая конкуренция за контингент, в особенности, в условиях, когда финансовое благополучие университета непосредственно зависит от численности обучающихся. В соответствии с ожиданиями, репутационные факторы должны существенным образом повлиять на стремление абитуриентов попасть в конкретный университет. Упрощая, если университет выдает дипломы своего собственного образца, то дальнейшее трудоустройство и карьера студента должны зависеть от репутации самого университета.

Данный механизм безотказно работает в странах ядра мировой экономической системы, однако, это во многом связано с существованием традиций и уже сформированными неформальными институциями. Репутационные факторы в Республике Казахстан будут работать только ограниченно, по крайней мере, в первые годы перехода к новой системе. Следовательно, необходимо предпринять вполне определенные шаги, нацеленные на то чтобы абитуриенты могли получить независимую и адекватную оценку эффективности образовательных программ в конкретных университетах. Иными словами, важно поставить вопрос о формировании институтов гражданского общества, которые бы обеспечивали независимое оценивание университетов, причём независимо не только от государственных структур, но и от каких-либо формальных институций вообще. Именно такая форма независимости и может послужить гарантией от любого стороннего вмешательства, приводящего к неадекватной оценке качества обучения.

В данной работе предлагается алгоритм создания программных продуктов, которые позволили бы всем заинтересованным лицам оценивать истинную эффективность обучения в университете на основе независимых источников информации. Подчеркиваем, что в настоящее время любой педагог университета де-факто является публичной фигурой. Это стимулируется тем, что Министерством образования и науки Республики Казахстан предпринят целый ряд шагов на стимулирование публикационной активности профессорско-преподавательского состава. Соответственно те педагоги, которые не являются публичными фигурами, т.е. вообще не демонстрируют публикационную активность, заведомо не удовлетворяют современным требованиям. Подчеркиваем, что участие в научной работе сегодня является обязательным.

Следовательно, судить о качестве профессорско-преподавательского состава, а равным образом о качестве учебных программ в университетах, можно, исходя из критерия публикационной активности и качества публикуемых научных трудов. Соответствующие показатели, разумеется, входят в оценки/рейтинги, формируемые многими формальными институциями. Однако, с точки зрения рядового потребителя, такие рейтинги не являются достаточно информативными, поскольку в них входят многочисленные показатели, отражающие, в том числе, и статус конкретного университета с точки зрения его соответствия критериям, принятых в странах ядра мировой экономической системы. Для индивидуального потребителя гораздо более важно оценить именно качество образовательной программы с точки зрения его личных устремлений.

Разумеется, оценку качества профессорско-преподавательского состава каждый индивидуальный потребитель образовательных услуг может провести и самостоятельно, используя такие сервисы как РИНЦ, Google Академия и т.д. Однако такая аналитическая работа является достаточно сложной, в связи с чем представляется целесообразным реализовать программные продукты, выполняющие функции независимого оценивания качества учебных программ, доступные для широких слоев населения. Разумеется, здесь встает вопрос о том, насколько такие продукты могут быть подлинно независимыми и отвечать характеру формирования неформальных институций. Этой цели можно добиться, если данные продукты будут строиться по схемам открытого сообщества разработчиков подобно тому, как построен Linux. В этом случае используемые коды и используемые алгоритмы становятся открытыми также, что гарантирует отсутствие системного вмешательства со стороны тех или иных формальных институций. Кроме того, такого рода программные продукты могут быть сопряжены с различного рода книгами, в том числе и художественными или научно-популярными, которые призваны побудить у абитуриентов интерес к конкретным направлениям современной науки. В частности, в условиях, когда остро стоит вопрос о ренессансе философского знания, такого рода программные продукты имеет смысл делать сопряженными с популярными учебниками по философии, в чём сейчас существует большая потребность.

Роль университетов в современной информационной войне

О.А. Габриелян1, И.Э. Сулейменов2

1Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия

gabroleg@mail.ru

2Национальная инженерная академия РК, Алматы, Казахстан

esenych@yandex.kz

Все без исключения функции, которые выполнял и выполняет любой из университетов любой страны мира, можно разделить на две группы. Одна из них связана непосредственно с образованием (включая, в соответствии с принципом фон Гумбольдта, занятия наукой и инновационную деятельность). Вторую группу можно трактовать через интеграцию будущего специалиста в коммуникационные среды социума (в том числе, профессиональные). К этой группе относятся, в том числе, функции формирования определенного мировоззрения, как профессионального, так и гражданского (во всяком случае, последняя реализуется в государствах с явно сформулированной идеологией).

Вторая группа функций университета не может не быть связанной с проблематикой информационной войны. Даже в том случае, когда университет формально полностью отстраняется от той или иной идеологии, соответствующие информационные воздействия все равно имеют место, что и показывают события в Республике Беларусь 2020 г.

Следовательно, на современном этапе остро стоит вопрос о поиске альтернативы для того, что в СССР именовалось «идеологическая работа». Очевидно, что прямая пропаганда в современных условиях не может быть эффективной даже тогда, когда соответствующие идеологические воззрения в государстве сформулированы явно.

В данной работе на основе анализа стихийного рынка «гуманитарных услуг», уже сформировавшегося в интернете, показано, что в современных условиях не только можно предложить внятную альтернативу «идеологической работе», но и существенно повысить потребительскую привлекательность социально-гуманитарного блока дисциплин.

А именно, в настоящее время широкой популярностью пользуются различные интернет-сервисы, позиционирующие свои продукты как средство обеспечения жизненного успеха (дизайн сознания, различного рода психологические тренинги, практики и т.д.). Все продукты такого рода (не зависимо от их качества, пользы и степени научной обоснованности могут быть объединены термином «гуманитарные услуги». Их популярность в социальных онлайн сетях однозначно говорит о том, что существует вполне определенный социальный запрос, на который, теоретически, и должен отвечать социально-гуманитарный блок (включая ответ на вопрос «Кто я в этом мире?», который явно или неявно возникает у практически всех молодых людей).

Обеспечение адекватного ответа на указанный социальный запрос, как показано в данной работе, вполне может сочетаться с разработкой перспективных средств противодействия, в том числе и наиболее современным формам ведения информационной войны. Более того, это позволит сделать продукты, создаваемые в рамках обучения по дисциплинам социально-гуманитарного блока коммерчески привлекательными. Опыт последних десятилетий однозначно говорит о том, что наиболее эффективными являются те инструменты ведения информационной войны, которые сами приносят коммерческую отдачу – как минимум, это является свидетельством востребованности соответствующих идей и продуктов.

Формирование квазиидеологий как проблема высшего образования

А.Р. Масалимова

Казахский национальный университет им. аль-Фараби, факультет философии и политологии, Алматы, Казахстан

aliya.masalimova@kaznu.kz

После распада СССР в постсоветских государствах был взят курс на деидеологизацию. Этот политический курс во многом был оправдан, но он привел – в полном соответствии с законами диалектики – и ко вполне определенным негативным явлениям, оказывающим заметное влияние на функционирование высшей школы как особой социальной институции. В известном смысле маятник качнулся в обратную сторону. Чрезмерная роль идеологии в советском высшем образовании вылилась в свою противоположность. Соответственно, в обществе началось стихийное формирование квазиидеологий.

Как однозначно показывают результаты исследований в области прикладной философии, в том числе учитывающие результаты работ, выполненных в области формирования мифов и мифологем [1], полностью свободным от идеологии общество быть не может. Если идеология не формируется направлено, она будет формироваться стихийно. Однако, представляется важным подчеркнуть, что идеология способна стать созидательной только тогда, когда она, как минимум, адекватно (или эффективно) отражает действительность, когда она является инструментом коммуникации индивида с конкретным социумом.

Соответственно идеологии, формирующиеся стихийно, очень часто деформируют эти коммуникации, они строятся на основе максимально примитивных мифов вследствие того, что характер коммуникации в современном обществе существенно трансформировался.

Еще пятьдесят лет назад в обществе получали возможность для преимущественного распространения только воззрения, так или иначе прошедшие через экспертные оценки (публикации в СМИ, телепередачи, выступления ораторов по радио и так далее). Сегодня свои мнения могут транслировать, в том числе, и откровенно безграмотные, малообразованные люди. Более того, очень часто к мнению такого рода блогеров часто прислушиваются. Они достаточно часто получают и определенную финансовую поддержку от поставщиков рекламных услуг, что только усиливает их позиции. В результате, мифы, вытесняющие продуманную идеологию (как светского, так и религиозного характера), начинают строиться на всё более и более примитивной основе.

Общество не просто скатывается в архаику, оно начинает ориентироваться на примитивные формы мышления. Читая так называемые «посты» разнообразных блогеров, молодые люди подспудно начинают усваивать примитивное мышление в качестве некоего эталона. Противопоставить этим негативным тенденциям можно только определенную идеологическую систему как некий конструкт, разделяемый всеми членами общества.

Однако, выработка идеологии, особенно для полиэтнических и поликонфессиональных государств, представляет собой весьма сложный и болезненный процесс, что мы непосредственно наблюдаем на примере Казахстана. Для решения данной проблемы целесообразно отталкиваться от базовых концепций диалектики, которая, подчеркнем это особо, вовсе необязательно должна строиться по марксистским лекалам. В качестве альтернативы, например, может рассматриваться диалектический позитивизм [2,3], построенный на совсем другой идеологической основе, но в полной мере использующий категориальный аппарат объективной диалектики.

Инструменты диалектики подсказывают вполне определенный выход. Если нельзя разрешить противоречие в пользу одной из двух противоположных точек зрения, значит нужно выйти за плоскость этого противопоставления и искать решения сугубо нетривиального характера.

Применительно к условиям Казахстана базовым вопросам в данном случае может быть решение проблем высшего образования. На первый взгляд, этот вопрос является сугубо частным (если рассуждать с позиций формирования общенациональной идеологии). Однако, нужно понимать, что в современных условиях единственным надежным полем для вложения инвестиций является инвестиции в человеческий капитал, а на уровне отдельной семьи – инвестиции в образование подрастающего поколения. Отрицательные ставки по депозитам уже давно стали реальностью в Европе, вложения в ценные бумаги и даже в золото в силу нарастающей турбулентности в мире становятся всё менее и менее надежными, то же самое можно сказать и о других традиционных инвестиционных инструментах.

Казахстанское общество отчётливо понимает, что необходимо инвестировать в подрастающее поколение. Именно этим определяется столь высокая популярность различного рода фирм и организаций, оказывающих дополнительные образовательные услуги. Тем самым подлинное обновление высшей школы, всемерное продвижение в казахстанское общество идеалов эпохи Нового Просвещения, о которой говорилось в юбилейном докладе Римского Клуба [4], становления экономики знаний действительно может стать платформой для идеологии, объединяющий всех казахстанцев независимо от конфессиональной и национальной принадлежности. Для этого, разумеется, в первую очередь необходимо кардинально пересмотреть саму парадигму высшего образования о чём говорилось, в частности, в работе [5].

В целом, в данной работе показано, что новая парадигма высшего образования, отвечающего идеям Нового Просвещения и экономики знаний, и может стать той идеологией, которая способна консолидировать казахстанское общество.

Следует подчеркнуть, что этот вопрос уместно поставить именно сейчас, в контексте перехода высшего образования на дистанционный формат (уже, возможно, необратимого). Выявленные трудности однозначно показывают, что традиционная классно-урочная форма организации занятий не соответствует реалиям постиндустриального мира. Фактически, занятия проводимые, например, в школах РК, представляют собой не дистанционную, а удаленную форму обучения. При этом и теряются преимущества классно-урочной системы (непосредственный контакт с педагогом), и не реализуются преимущества дистанционного обучения (обращение к учебным ресурсам в удобное для него время, индивидуальный выбор траектории обучения и т.д.) Социальный запрос на новую парадигму высшей и средней школы сформулирован вполне отчетливо, но формировать ее необходимо с учетом идеологических факторов.

Литература

  1. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде; пер. с франц. В. Большакова. – М.: Академический проект, Парадигма, 2005. – 224 с. – (Сер. Технология культуры).
  2. Ibragim Suleimenov, Aliya Massalimova, Akhat Bakirov, Oleg Gabrielyan. Neural Networks and the Philosophy of Dialectical Positivism.  MATEC Web Conf. 214 02002 (2018) DOI: 10.1051/matecconf/201821402002
  3. Suleimenov E Ibragim, Gabrielyan A Oleg, Bakirov S Akhat and Yelizaveta S Vitulyova. Dialectical Understanding of Information in the Context of the Artificial Intelligence Problems // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – №630, 2019 DOI: 10.1088/1757-899X/630/1/012007
  4. von Weizsäcker E. U., Wijkman A. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet – A Report to the Club of Rome – Springer, 2018.
  5. Сулейменов И. Э., Пак И. Т., Мун Г. А. Новая парадигма образования и науки: предвидения О. О. Сулейменова // Вестник Алматинского университета энергетики и связи. Специальный выпуск. Материалы международной научно-практической конференции «Роль молодежи в становлении экономики знаний» РМСЭЗ-2018, 23-24 апреля 2018 г., Алматы, С. 56-68

Виртуальные экскурсии как средство дистанционного обучения

Кабдушев Ш.Б., Шалтыкова Д.Б.

Институт информационных и вычислительных технологий МОН РК, Алматы, Казахстан

sherniyaz.kabdushev.hw@gmail.com

Дистанционный формат обучения предполагает возможность использования различного рода нетрадиционных методов, таких как, например, геймификация [1].

В данной работе показано, что удобным и эффективным средством дистанционного обучения могут стать виртуальные экскурсии по городам, вызывающим устойчивый туристический интерес. Примером такого города, с очевидностью, является столица Чехии – Прага, на примере экскурсий по которой в данной работе и рассматривается возможность создания предлагаемого средства дистанционного обучения. Подчеркнем, что базовая идея данной работы достаточно тесно перекликается с мыслями, высказанными в работе [2].

А именно, в цитированной работе подчеркивалось, что максимальная эффективность обучения достигается тогда, когда соответствующие средства оказывают воздействие не только на разум студента или школьника, но и на его эмоции. Наиболее показательным примером в данном отношении могут рассматриваться мистерии древности [3,4], в которых использовался именно этот прием.

Другими словами, соответствующий эмоциональный фон способствует максимально эффективному усвоению учебного материала, что использовалось жрецами в мистериях для пропаганды соответствующих концепций. Отметим также, что аналогичный прием с успехом используется и в наши дни, но не столько средства обучения, сколько как средство пропаганды [4]. Идеи, пропагандируемые сторонниками тех или иных политических концепций, оказываются наиболее усвояемыми тогда, когда они накладываются на соответствующий эмоциональный фон.

Такой инструмент, как виртуальные экскурсии позволяет в полной мере использовать этот прием за счет синтеза визуального ряда, который укладывает соответствующий экспериментальный материал во вполне определенный исторический контекст. В данной работе рассматривается пример конкретной виртуальной экскурсии по центру Праги, который обеспечивает усвоение обучающимися того комплекса физико-философских идей, который связан с понятием модели.

Подчеркиваем, что понятие модели, несмотря на его широкое использование, в настоящее время подавляющим большинством студентов усваивается не до конца. Скорее наоборот, широкое распространение данного понятия препятствует усвоению философских аспектов, и поэтому для его раскрытия целесообразно обратиться к историческому опыту, конкретно к тому историческому периоду, когда понятие модели эффективно использовалось в дискуссиях различного рода, которые носили не только научный, но и религиозно-политический характер. Уместно подчеркнуть, что становление астрономических взглядов, связанных с гелиоцентрической системой Коперника, накладывалось в тот исторический период на вполне определенную политическую борьбу. Все эти обстоятельства отчетливо прослеживаются на примере становления астрономии и небесной механики, которое неразрывно связано с историей Праги.

Именно в этом городе работали Тихо де Браге и Иоганн Кеплер, трудами которых были заложены основы всех тех знаний, которые впоследствии позволили Ньютону сформулировать все три знаменитых закона. В известном смысле, основы небесной механики были заложены именно в Праге. Учитывая, что центр Праги весьма насыщен объектами туристической инфраструктуры, представляющими интерес и с данной точки зрения, выбор данного города для создания наглядного примера виртуальной экскурсии представляется вполне оправданным.

Литература

  1. Варенина Л. П. Геймификация в образовании //Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – №. 6-2.
  2. Сулейменов И.Э., Пак И.Т., Габриелян О.А., Колдаева С.Н., Бакиров А.С. Принципы разработки комбинированных средств обучение-тестирование // Известия научно-технического общества «КАХАК». – 2017. – № 3 (58). – С. 96-105.
  3. Варакина Г. В. Мистерия как феномен культуры: история и современность //Религиоведение. – 2009. – №. 2. – С. 146-151.
  4. Шомова С. А. От древней мистерии к обрядам и тайнам современного PR (к вопросу о театрализованных формах политической коммуникации) //МедиаАльманах. – 2015. – №. 3. – С. 12-20.

Проблема выбора траектории зарубежного обучения

Е.С. Витулева

Алматинский университет энергетики и связи им. Г. Даукеева, Алматы, Казахстан

lizavita@list.ru

Резкий переход к дистанционному образованию, обусловленный пандемией COVID-19, существенным образом поменял структуру образовательных миграционных потоков. Многие из этих потоков также переходят в онлайн, что усиливается политикой многих университетов мира, в том числе и ведущих. В частности, многие крупные университеты Западной и Восточной Европы предлагают потенциальным студентам пакет услуг, построенный на смешанной схеме обучения, когда часть занятий происходит в онлайн формате, а часть в обычном. При этом подразумевается, что смешанный формат позволяет уменьшить количество времени, который студент должен провести в стране локализации университета. Кроме того, в связи с общими кризисными явлениями в экономике ведущие университеты мира снижают стоимость обучения, что обеспечивается в том числе всё более выраженным использованием дистанционных технологий, в том числе, технологий, использующих средства искусственного интеллекта и так далее. Все эти факторы наряду с резкой критикой Министерства образования и науки Республики Казахстан, которая все чаще звучит в отечественных СМИ, подстегивают образовательные миграционные потоки и заставляют казахстанцев искать приемлемый зарубежный университет.

Как следствие в Казахстане в настоящее время активно развиваются различного рода компании, оказывающие посреднические услуги. Часть из них работает с конкретными университетами, часть фактически обеспечивает только соответствующую визовую и аналогичную ей поддержку. Многие из этих компаний являются весьма успешными, тем не менее данные структуры не позволяют решить вопрос об адекватном выборе зарубежного университета комплексно. Очевидно, что, если посредническая организация аффилирована с конкретными университетами, то она будет рекламировать именно их услуги и нет гарантий, что рекламируемый образовательный продукт действительно будет качественный.

В таких условиях является актуальным разработка инструментов, при помощи которых родители абитуриента действительно могли бы выбрать адекватную образовательную траекторию. В ответ на данный запрос в настоящее время нами опубликована монография [1] которая так и называется – «Спасти талант». Фактически эта книга представляет собой учебное пособие для родителей потенциальных студентов, в которой излагаются методики, позволяющие самостоятельно построить образовательную траекторию, отталкиваясь от материалов, находящихся в открытом доступе.

Подчеркиваем, что такого рода руководство сегодня становится не только востребованным, но и реализуемым, благодаря тому, что такие сервисы как Google Академия и ему аналогичные позволяют получить достоверную информацию о качестве образовательных услуг в том или ином конкретном университете. А именно, в современном мире любой значимый преподаватель де-факто становится публичной фигурой, благодаря чему его истинный уровень (и как ученого, и как педагога) может быть установлен объективно без использования таких скомпрометировавших себя систем как различного рода рейтинги и т.д.

Рекомендации, изложенные в монографии [1], прошли апробацию. Было показано, что инструменты, описанные в ней достаточно просты для того, чтобы ими действительно могли пользоваться родители абитуриентов, отправляющихся за рубеж, равно как и сами потенциальные студенты.

Литература

1. Мун Г.А., Витулёва Е.С., Сулейменов И.Э. Спасти талант (пособие для родителей одаренных детей) / Алматы, Издательство 378. – 2020 г.

Роль курса «История химических наук» в дистанционном образовании химиков и химиков-технологов

К вопросу об оценки эффективности образовательных программ в университетах

Г.А. Мун, Р.А. Мангазбаева, З.А. Кенесова

Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан

mungrig@yandex.ru

Вынужденный переход к дистанционному образованию, стимулированный эпидемиологическим кризисом 2020 года, выявил целый ряд недостатков современных подходов к организации дистанционного образования. Более того, он с очевидностью продемонстрировал, что методическая основа преподавания по многим специальностям должна быть пересмотрена.

Так, ни для кого не является секретом, что в настоящее время значительная часть учебных пособий, которые готовят преподаватели университетов, представляет собой компиляцию текстов, подчеркнутых из открытых источников в интернете. В то же время существует цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), которые предусматривают возможность перехода по гиперссылкам на открытые источники информации. Другими словами, в современных условиях целесообразно ориентироваться на создание ЦОР интегрированного характера, которые будут не столько излагать конкретные сведения, сколько обеспечивать их систематизацию и возможность целостного усвоения материала. Подчеркнем, что это становится вполне возможным, так как использование сторонних источников позволяет перейти к построению ЦОР, в которых содержатся только минимальные сведения, достаточные для общего понимания сути вопроса. Конкретные сведения обучающимся могут быть подчеркнуты из узкоспециализированных источников информации.

Наиболее ярким примером в данном случае может стать такая дисциплина как «История химических наук». Данная дисциплина является наиболее удобной с точки зрения сопряжения ЦОР с системами искусственного интеллекта осуществляющими автоматическое тестирование обучающихся, например, по методике, описанной в работе [1]. Более того, в современных условиях, когда источников информации существует очень много, необходимо создавать курсы, которые бы позволяли студенту, прежде всего, ориентироваться в значительном массиве профессиональной литературы.

Залогом для этого является формирование целостного профессионального мировоззрения. В свою очередь, формирование целостного профессионального мировоззрения невозможно обеспечить, если студент не будет представлять себе исторический контекст и общую логику развития той науки, которая лежит в основе его профессии. До недавнего времени создание таких курсов было ограничено количеством лекционных часов, предусмотренных учебными программами, но при переходе к дистанционному образованию, такая проблема в значительной степени снимается, поскольку узкоспециальные сведения студент черпает так или иначе из цифровых ресурсов.

Тем самым в современных условиях создание цифрового образовательного ресурса «Истории химических наук», представляется более чем актуальной со всех точек зрения.

Литература

  1. Сулейменов И.Э., Пак И.Т., Габриелян О.А., Колдаева С.Н., Бакиров А.С. Принципы разработки комбинированных средств обучение-тестирование // Известия научно-технического общества «КАХАК». – 2017. – № 3 (58). – С. 96-105.

Использование нейронных сетей в дистанционном обучении

Д.К. Матрасулова

Алматинский университет энергетики и связи им. Г. Даукеева, Алматы, Казахстан

matrassulova_dinara@mail.ru

Как показали события осени 2020 года, наиболее проблемным сегментом образования стала начальная школа в силу специфики обучения учеников младших классов.

Необходимо подчеркнуть, что образование в республике Казахстан фактически было не дистанционным, а удалённым. Иными словами, реализовывался классический классно-урочный формат, однако при помощи таких платформ как Zoom и ей аналогичных. Тем самым, как неоднократно подчеркивалось в выступлениях профессора О.А. Габриеляна, оказались нереализованными преимущества дистанционного образования и одновременно оказались утраченными преимущества традиционной классно-урочной системы, ориентированной на непосредственный контакт между школьниками и учителями.

Переход к дистанционному образованию в младших классах, если отталкиваться от типовой классно-урочной системы, действительно представляет собой практически нерешаемую задачу. Однако эта задача может быть успешно решена, если использовать такой инструмент как геймификация [1-4]. В настоящее время ни у кого уже не вызывает сомнений, что ученики младших классов и даже дети дошкольного возраста легко оперируют с такими приложениями как YouTube и многими другими. Тем самым, реализация развивающих игр для школьников может и должна стать наиболее эффективным инструментом обучения, который резко снизит нагрузку на педагогов, который исключит многие другие негативные факторы, в том числе и значительные затраты времени родителей на поддержку учебного процесса.

Существенно, что уже сейчас отработаны многочисленные алгоритмы развивающих программных продуктов, которые в игровой форме учат детей сложению, в том числе и двузначных чисел, умножению и всем тем разделам элементарной математики, которые входят в школьную программу до пятого класса включительно.

Однако здесь существуют вполне определенные нюансы: игровое обучение становится наиболее эффективным тогда, когда оно носит состязательный характер. При условии, что идет ориентация на возможность использования программного продукта только одним учеником, необходимо обеспечить замену для второго, третьего и так далее игроков. Именно эту функцию и могут взять на себя нейронные сети (шире – системы искусственного интеллекта). Более того, в данном случае, игра с нейронной сетью может оказаться даже более эффективной, с точки зрения учебного процесса, нежели игра со сверстником, поскольку в нейронную сеть, как показано в данной работе, можно внести алгоритм, который будет побуждать обучающегося решать задачи, которые одновременно ему по силам и в то же время требуют определенного напряжения умственных усилий.

Здесь могут чередоваться победы с поражениями, так чтобы обеспечить максимальное стимулирование и увлекательность игрового процесса.

Литература

1. Andrey V. KirillovMikhail V. VinichenkoAleksandr V. MelnichukYulyia A. MelnichukMarina V. Vinogradova. Improvement in the Learning Environment through Gamification of the Educational Process// International Electronic Journal of Mathematics Education, 2016 – Volume 11 Issue 7, pp. 2071-2085

2. Nah, F., Telaprolu, V., Rallapalli, S., Venkata, P.: Gamification of Education using Computer Games. In: Yamamoto, S. (ed.) HCI 2013, Part III. LNCS, vol. 8018, pp. 99–107. Springer, Heidelberg (2013)

3. W. Hsin-Yuan Huang, D. Soman. (2013, December 10). Gamification of Education. Toronto: University of Toronto. Retrieved from Inside Rotman: http://inside.rotman.utoronto.ca/behaviouraleconomicsinaction/files/2013/09/ GuideGamificationEducationDec2013.pdf

4. Faraón Llorens-Largo, Francisco J. Gallego-Durán Carlos J. Villagrá-Arnedo Patricia Compañ-Rosique Rosana Satorre-Cuerda , Rafael Molina-Carmona. Gamification of the Learning Process: Lessons Learned//  IEEE Revista Iberoamericana de Tecnologias del Aprendizaje ( Volume: 11 , Issue: 4 , Nov. 2016 )

К вопросу о рентабельности программных продуктов – средств дистанционного обучения

И.Т. Пак1, О.А. Габриелян2, Е.С. Витулёва3, И.Э. Сулейменов4

1Институт информационных и вычислительных технологий МОН РК, Алматы, Казахстан

pak.it@mail.ru

2Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия

gabroleg@mail.ru

3Алматинский университет энергетики и связи им. Г. Даукеева, Алматы, Казахстан

lizavita@list.ru

4Национальная инженерная академия РК, Алматы, Казахстан

esenych@yandex.kz

Как отмечалось, в частности, в [1], создание эффективных средств дистанционного обучения сталкивается, в том числе, с серьезными затруднениями финансового характера. Любое из таких средств (если исходить из предположения, что они являются по-настоящему качественными) не может не представлять собой вполне определенный программный продукт, обладающий рыночной стоимостью. По оценкам, сделанным нами на основании стоимости разработки программного обеспечения сопоставимого уровня сложности, реальная стоимость разработки и реализации цифрового образовательного ресурса (ЦОР), отвечающего мировым стандартам, составляет не менее 20 годовых (!) зарплат среднестатистического штатного преподавателя казахстанских университетов. Очевидно, что разработка продуктов такого уровня в существующих условиях требует разработки нетривиальных подходов, способных, в том числе, компенсировать трудозатраты авторских коллективов и обеспечить экономическое стимулирование разработки ЦОР именно мирового уровня. Как писал классик, осетрина не бывает второй свежести, если она второй свежести, значит – она тухлая. Точнее, любой ЦОР, если говорить о его конкурентоспособности, должен сразу ориентироваться на глобализованный рынок. Это и определяет сравнительно высокую стоимость разработки качественных ЦОР (равно как и иных программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения). Постановка вопроса о конкурентоспособности на уровне отдельного региона в условиях существования интернета – это заведомый нонсенс.

Адекватное решение вопроса об авторских правах само по себе только частично снимает рассматриваемую проблему. Гораздо более серьезным является вопрос об окупаемости ЦОР (равно как и других продуктов аналогичного назначения).

Текущая практика однозначно показывает, что окупаемость любых программных продуктов открытого массового доступа преимущественно обеспечивается за счет рекламы.

Прокат рекламы в учебных материалах, очевидно, сталкивается с более чем серьезными этическими проблемами.

Однако, как показано в данной работе, данные проблемы могут быть решены при условии, что прокат рекламы сам становится средством обучения и/или средством диагностики студенческой среды как коммуникационной структуры [2]. Как подчеркивалось в [3] за прошедшие десятилетия данная среда существенным образом трансформировалась, она уже существенно иначе воспринимает любые информационные воздействия, к которым, в том числе, относится и все то, что связано с учебным процессом. Именно поэтому, в том числе и для успеха образовательных программ нужны средства диагностики, о которых говорилось выше. Реклама, интегрированная с ЦОР позволяет такие средства разработать и реализовать, параллельно обеспечивая окупаемость разработки дорогостоящих программных продуктов.

Литература

1. Мун Г.А., Витулёва Е.С., Сулейменов И.Э. Межуниверситетское сотрудничество как инструмент повышения конкурентоспособности Сборник трудов V Международной научно-практической конференции «Дистанционные образовательные технологии». Ялта, 2020. – С. 67-70.

2. Сулейменов И.Э., Темырканова Э.К., Егембердиева З.М., Байпакбаева С.Т., Гришина А.В., Косцова М.В. Трансформации профессиональной коммуникационной среды на современном этапе и ее влияние на формирование компетенций // Известия научно-технического общества «КАХАК», 2020, № 1 (68). С. 4-13.

3. Байпакбаева С.Т., Сулейменов И.Э. Дизайн сознания. Алматы. 2020, 252 с.

Серверная часть многофункционального цифрового образовательного ресурса «История и философия науки»

Кабдушев Ш.Б.

Институт информационных и вычислительных технологий МОН РК, Алматы, Казахстан

sherniyaz.kabdushev.hw@gmail.com

В настоящей работе рассматривается серверная часть цифрового образовательного ресурса (ЦОР) «История и философия науки», сопряженного с системой искусственного интеллекта и представляющего собой конвертацию в цифровой формат учебника [1], рекомендованного Министерством образования и науки РК для всех специальностей магистратуры.

Данный ЦОР предназначен, в том числе, для независимого и автоматического тестирования обучающихся по целому ряду признаков. Назначением данного ЦОР является выработка рекомендаций для магистрантов, в том числе, рекомендаций, связанных с их будущей академической карьерой. Данный ЦОР сопряжен с другими ресурсами, которые позволяют осуществить адекватный выбор на основании тестирования, осуществлённого с его помощью.

Подчеркиваем, что дисциплина «История и философия науки» является обязательной для всех специальностей магистратуры. Тем самым, магистрант, изучающий данный учебник, и проходящий по ссылкам, дополнительно получает вполне определенные рекомендации, по крайней мере, касающиеся его дальнейшей академической карьеры, в том случае, если он ее избирает.

В современных условиях склонность к академической карьере определяется целым рядом факторов, в частности, не последнюю роль здесь играет такой показатель как пассионарность, что детально рассматривалось в монографии [2].

Для успешной академической карьеры будущий специалист должен уметь отстаивать свою точку зрения, противостоять диктату среды и обладать целым набором личных качеств, которые еще в середине ХХ века был не так важны. Выяснить, насколько академическая карьера может быть успешной можно при помощи тестирования, однако, в современных условиях профориентационные тесты решают только узкую задачу.

Фактически, существующий набор психологических тестов предназначен только для абитуриентов и касается выбора специальности. Тестирование, связанное с выбором академической карьеры, представляет собой новую и нетривиальную задачу, в которой непосредственное психологическое тестирование еще далеко не отработано. В то же время, необходимо понимать, что целенаправленное прохождение магистрантами психологических тестов вряд ли оправдано, поскольку это требует дополнительных затрат времени, возбуждение интереса к данному тестированию, продвижения их на рынок и так далее. Здесь же осуществляется непосредственное сопряжение ЦОР с тестированием, что снимает многие из проблем, перечисленных выше.

Система искусственного интеллекта, сопряженная с данным ЦОР позволяет, в частности оценить индивидуальные склонности пользователя по 100-балльной шкале по следующим позициям:

  • готовность принять идеалы и нормы истинной науки
  • адаптабельность к научной среде
  • потенциал инноватора
  • научная любознательность
  • неординарность мышления
  • потенциал междисциплинарной кооперации
  • способность к восприятию нетривиальных идей
  • способность к целостному восприятию мира
  • нацеленность на глубокое изучение предмета
  • степень бессистемности чтения учебника
  • готовность отстаивать свои идеи и свою точку зрения

Литература

  1. Сулейменов И. Э., Габриелян О.А., Седлакова З.З., Мун Г.А. (2018) История и философия науки (официальный учебник для всех специальностей магистратуры).  –  Алматы, Изд-во КазНУ, 406 с.
  2. Байпакбаева С.Т., Сулейменов И.Э. Дизайн сознания. Алматы. 2020, 252 с.

Концепция дизайна сознания в применении к высшей школе

С.Т. Байпакбаева

Национальная инженерная академия РК, Алматы, Казахстан

saltanat.baipakbayeva@gmail.com

Как показывают результаты современных исследований, отражённых в популярной форме в монографии [1], интеллект человека является не столько атрибутом индивида, сколько видовым признаком. В цитированной монографии, а также в работах [2,3] было показано, причём на уровне простых качественных рассуждений, что в обществе, де-факто формируется глобальная нейронная сеть, в которой развиваются вполне определенные информационные объекты, а интеллект человека является проекцией таких информационных структур на относительно самостоятельный фрагмент глобальной коммуникационной сети, локализованный в пределах головного мозга индивида.

Данный вывод является достаточным основанием для того, чтобы кардинально пересмотреть существующие подходы к высшему образованию. Можно утверждать, что образование фактически представляет собой средство реструктуризации интеллекта. А именно, в соответствии с упомянутым выше выводом, любая системная информация, усвоенная человеком, меняет структуру того относительно самостоятельного фрагмента нейронной сети, который и формирует то, что мы называем интеллектом. То, что ранее в гуманитарной литературе изучалось как профессиональное мировоззрение, в действительности представляет собой трансформацию сознания человека и отражает его переход на качественно новую ступень.

Этот вывод полностью коррелирует с выводами, отраженными в работе [4], в которой было показано, что образование действительно носит выраженно нелинейный характер. Переход от одного уровня к другому осуществляется скачкообразно и, следовательно, задачей обучения является инициировать этот качественный переход.

Объём конкретной информации, усвоенный при этом человеком, фактически является вторичным. На качественном уровне это хорошо понималось и раньше, многочисленные факты говорят о том, что человек, приобретший систематическое профессиональное мировоззрение, будет с легкостью усваивать любую информацию профессионального характера даже тогда, когда объем запомненных им сведений относительно невелик.

Именно эти соображения и заставляют пересмотреть подходы к тому, что именуется высшим образованием и поставить вопрос о формировании новой парадигмы высшей школы, что и было отражено в работах [5,6].

Однако, создание такой парадигмы представляет собой чрезвычайно длительный и затратный процесс, поэтому на первых этапах представляется целесообразным внедрение в учебный процесс дисциплин, в которых будет разъясняться истинный механизм того, что по традиции именуется обучением, истолковываемый на основании новых данных. Именно такие дисциплины позволят студентам адекватно, исходя из их личных склонностей, потребностей и стремлений, строить свою образовательную траекторию.

Как показано в данной работе, соображения такого рода делают актуальным внедрение в учебный процесс, в том числе и такой дисциплины как «Дизайн сознания» [7].

Ее основной посыл – университет должен стать основой для вдумчивого и адекватного конструирования своего собственного интеллекта каждым из студентов.

Литература

  1. Калимолдаев М.Н., Мун Г.А., Пак И.Т., Витулёва Е.С., Матрасулова Д.К., Сулейменов И.Э. Искусственный интеллект, учение о ноосфере и… путь к бессмертию / Алматы: ТОО «Полиграфкомбинат», – 2019, 283 с.
  2. Коньшин С.В., Витулёва Е.С., Сулейменов И.Э. Коммуникации в обществе: взгляд с позиций теории нейронных сетей // Вестник Гуманитарного факультета С. -Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича – 2019. – №11. – С. 38-44.
  3. Сулейменов И.Э., Витулёва Е.С., Коньшин С.В. Код и знаковые системы с точки зрения диалектики информации // Вестник Гуманитарного факультета С. -Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича – 2019. – №11. – С. 99-104.
  4. Сулейменов И.Э., Пак И.Т., Габриелян О.А., Колдаева С.Н., Бакиров А.С. Принципы разработки комбинированных средств обучение-тестирование // Известия научно-технического общества «КАХАК». – 2017. – № 3 (58). – С. 96-105.
  5. Сулейменов И.Э., Витулёва Е.С. К вопросу о новой парадигме высшего образования // Известия научно-технического общества «КАХАК». – 2018. – № 3 (62). – С. 87-95.
  6. Сулейменов И. Э., Пак И. Т., Мун Г. А. Новая парадигма образования и науки: предвидения О. О. Сулейменова // Вестник Алматинского университета энергетики и связи. Специальный выпуск. Материалы международной научно-практической конференции «Роль молодежи в становлении экономики знаний» РМСЭЗ-2018, 23-24 апреля 2018 г., Алматы, С. 56-68
  7. Байпакбаева С.Т., Сулейменов И.Э. Дизайн сознания. Алматы. 2020, 252 с.

Помехоустойчивое кодирование и нейронные сети в дистанционном образовании

Д.К. Матрасулова

Алматинский университет энергетики и связи им. Г. Даукеева, Алматы, Казахстан

matrassulova_dinara@mail.ru

Успешные испытания цифрового образовательного ресурса (ЦОР) «История и философия науки», недавно проведенные в Казахском национальном университете имени аль-Фараби, однозначно показывают, что сопряжение ЦОР с системами искусственного интеллекта (ИИ) является более чем перспективным средством дистанционного обучения.

Конкретно, создание средств обучения, которые в автоматическом режиме осуществляют тестирование обучающихся и обеспечивают обратную связь педагог-студент [1], является более чем актуальной задачей вследствие вынужденного перехода на дистанционное образование.

 Эта задача еще более актуализируется тем, что в текущих условиях вполне вероятна вторая и последующие волны пандемии. Никто не берется прогнозировать характер мутации коронавируса, равно как и те меры, которые государства мира будут вынуждены предпринимать в части ограничений на образование в традиционном формате. Таким образом, разработка систем искусственного интеллекта сопряжённых с ЦОР не просто является актуальной задачей, но может стать одним из наиболее эффективных инструментов для дистанционного обучения.

В то же время, создание систем ИИ, основанного на искусственных нейронных сетях (ИНС), обучаемых по традиционным методикам, сталкивается с вполне определенными сложностями, а именно, настройка ИНС по классическим схемам требует вполне определенной выборки, с помощью которой можно было бы производить обучение. Применительно к рассматриваемой задаче это означает, что изначально должен был бы быть подобран определенный контингент обучающихся, уже прошедших тестирование, а также получены результаты этого теста, которые могли бы быть использованы для обучения ИНС. Для создания систем ИИ, сопряжённых с ЦОР по каждой дисциплине, такой подход является неоправданным в силу больших трудозатрат, соответственно, как никогда актуальной становится задача синтеза искусственных нейронных сетей, формируемых без учителя.

Именно эта задача и может быть решена на основании аналогии между помехоустойчивым кодированием и функционированием ИНС, о которых говорилось в работе [2]. В этом случае возникает возможность осуществить настройку весовых коэффициентов на основании или эвристических соображений, или на основании результатов тестирования ограниченного контингента обучающихся, за счёт использования процедур прямого вычисления весовых коэффициентов нейронной сети.

Литература

  1. Сулейменов И.Э., Пак И.Т., Габриелян О.А., Колдаева С.Н., Бакиров А.С. Принципы разработки комбинированных средств обучение-тестирование // Известия научно-технического общества «КАХАК». – 2017. – № 3 (58). – С. 96-105.
  2. Копишев Э.Е., Сулейменов И.Э., Пак И.Т., Шалтыкова Д.Б., Матрасулова Д.К., Бакиров А.С., Молдахан И., Копишев И.Е. Функционирование нейронных сетей с точки зрения теории помехоустойчивых кодов // Вестник ПГУ, Серия энергетическая 2019, №2. – с. 241-256

Trilingual Educational concept from student’s point of view.

A.А. Nurtazin

Corporate Fund “Aqtobe Hub”, Aqtobe, Kazakhstan

anuar_nurtazin@mail.ru

Abstract

In our society, a trilingual policy is pursued, aimed at mastering English, Russian and Kazakh languages. Language targeted as a key cultural phenomenon, probably the key mechanism of nationwide unity, an instrument for the development of a state as a social construction and the preservation of linguistic diversity in Kazakhstan. In order to implement this policy, trilingualism is being acquaint with the Higher Educational Institutions. In many Universities, as well as in medical schools, students with excellent knowledge of English are taught. In order to develop international cooperation with fostering tuition the experimental groups are created in which students are taught in English.

1. Introduction

The aim of managing the educational procedures in trilingualism terms formulated as enlightening executive effectiveness, which in turn indications to more effective information learning and skills development and allows to intensify the tuition process in foreign language to achieve in a relatively small number of hours of great results both in the language and in the subject. In terms of co-management and self-management of the learning process.

The main principles of the management of the educational process in the context of trilingualism are the following: democratization and humanization of education; system and integrity in management; a rational combination of centralization and decentralization; the relationship between one-man management and collegiality; scientific validity of management; objectivity, completeness and regularity of information provision.

The process of tutoring a foreign language was based on the following fundamental principles: the creative nature of learning; activity character of training; development of student autonomy in educational activities; the communicative nature of learning; teaching the culture of native speakers; reliance on verbal, educational and cultural experience.

The content of the educational process in terms of trilingualism is, first of all, describing the competencies that the learner needs to master and achieve, as well as specific linguistic material to be educated at certain times, such as the state educational standard, the curriculum, the standard curriculum, methodical complex and educational work program of this discipline.

2. Methods

At the present time, groups are being formed with English instruction in medical higher educational institutions. An experimental group is a group of students who are granted on a competitive basis to tailor education at the freshman year, with good knowledge of English, intellectual potential and the desire to work. The main tasks of the Group’s organization are: preparation of modern, highly skilled and competitive medical personnel, who possess innovative technologies, with the knowledge in English; obtaining a high degree of knowledge quality, skills, competences in the chosen specialty to ensure professionalism of future doctors; integration of the domestic system of education in medicine into the international system;

Groups are formed from the number of entrants enrolled for tuition in the specialty “General Medicine”. The Commission decision approves liable students at the beginning of the academic year. Training is conducted with the involvement of highly qualified specialists who speaks English fluently. The plan of training students in the Groups provides for: tutoring the chosen specialty subjects in English; active involvement in international training programs; expansion of the language training of interns through a system of additional courses of foreign languages; active participation in scientific and practical conferences, seminars with the invitation of scientists and lecturers; studying abroad in leading international universities and clinics; participation in the following Student Exchange programs.

Within the main responsibilities for students in the Group are: strictly observe the Charter and Educational Standards, with internal regulations; comply with the academic discipline; observe and execute the orders; comply with the basic educational rules. Amendments and additions to this Regulation are made in accordance with the established procedures.

3. Research & Discussion

A questionnaire was sent to all English based education groups at West Kazakhstan State Medical University. These included all tudents of 1st, 2nd and 3rd course. The Principal of each surveyed school was invited to complete the questionnaire. The questionnaire was designed to find out how the “biliterate” and “trilingual” language policy was implemented in Medical educational society. Various types of questions were included in the questionnaire, for instance, contingency questions, matrix questions, closed ended questions such as yes/no questions and multiple choice questions, and open ended questions. An example of a matrix question is that five aspects of students’ proficiency level in English, Russian, Kazakh compared across basic levels. That was analyzed in accordance with English incursion threw the nation as shown on Figure 1. Kazakhstan ranked 54th out of 63 countries, in English speaking proficiency, divided by age groups. As we can see, there is straight pace of modern commuting in English that affected mostly youngsters. 

Thus when we utilized English written proficiency data in comparison with developed and developing countries. It is shown in table below.

As we can see from table there is straight correspondence between effective and efficient language speaking and wellbeing of country threw Human development index. Therefore we tried to analyze the scoring of experimental groups utilizing GPA data as given below.

As we can see tutoring in English accumulates most talented and tailored students. Being involved with Experimental Groups Learning in English, we conducted a social study, interviewing students by students. We adjusted and utilized peer to peer poll to make it in comfortable environment, guaranteeing anonymity and ensuring proven results. In our study interview consisted of the following questions:

1. Are you satisfied with the fact that you study in the experimental group with the English language of instruction?

2. Does everything meet your expectations?

3. Are there any difficulties in the field of language knowledge?

4. Are you satisfied with organized tutoring style by Heads of Department?

5. What changes would you like to make?

Within first four inquiries were yes/no questions, while last tried to determine the students’ needs.

As we can see the main level of satisfaction is way down than the level of willingness to study and obtaining knowledge with skills.

On Question # 5 we received such brief answers:

• While studying, teachers were changed too often, as an example in small Biochemistry course we had 5 changes without any explanation, it is better to be leaded by one competent teacher in one subject.

• It would be better if there were enough teachers who can teach in English. Cause it’s hard to evaluate while learning in English, Russian and Kazakh at same time.

• It would be good if we all were sent to summer practice in foreign countries.

• Some departments do not even know about the existence of an English group in our university, therefore they do not provide an English-speaking teacher.

• Studying half the term in Kazakh, and half the semester in English, we had to pass the exam in Kazakh because of the University limitations, or folly and foolishness of Departments Head.

• The library has literature in English, but they do not correspond to the methodological issues of the department. It is better to develop syllabuses that convers foreign literature.

4. Conclusion

Pursued trilingual policy in Kazakhstan is astonishing idea with some implementation issues based on student’s point of view. Analyzed effectiveness of educational concept needs to be improved. The key mechanism of efficient education is student orientated learning. Therefore the Students’ VOICE should be listened, analyzed and implemented in further development of experimental groups.

“Обеспечение перехода к дистанционному образованию как приоритетная задача прикладной философии: поиск нетривиальных идей”. ОПДО-2020

“Ensuring the transition to distance education as a priority task of applied philosophy: search for non-trivial ideas”. ETDE-2020