Палитра родом из Бастобе.
В выставочном зале Государственного музея имени А. Кастеева состоялось открытие персональной выставки известного казахстанского художника Виктора Муна «Истоки моей палитры – Бастобе». Автор посвятил ее 80-летию проживания корейцев в Казахстане. На открытии с теплыми словами в адрес автора и музея, который предоставил для показа полотен художника лучший выставочный зал Казахстана, повидавший за годы своего существования немало Мастеров кисти, выступили вице-президент Ассоциации корейцев Казахстана Сергей Огай, генеральный консул Республики Корея в РК господин Джон Сын Мин, а также представители из Академии художеств Казахстана. Поздравить именитого художника с большим событием пришли представители общественных организаций корейской диаспоры, родственники, друзья, коллеги из Казахстана, Узбекистана, Сеула. Присоединяется к ним и наша редакция, оказывающая на протяжении подготовки к выставке информационную поддержку автору замечательных полотен.
Он мог бы назвать свою выставку, например, «К 80-летию 80 полотен», именно столько произведений живописи и графики было представлено на выставке. Однако Виктор Васильевич считает, что не состоялся бы он как художник без своей малой родины Бастобе, куда в свое время были депортированы его родители и где обрели они свою Родину, встали на ноги и вырастили детей, дав им путевку в жизнь. А это обстоятельство – на первом месте. Так что название выставки «Истоки моей палитры – Бастобе» прямо отсылает нас к малой Родине Виктора – селу Бастобе, расположенному близ Уштобе, Алматинской области. Именно оттуда художник начинает свой плодотворный творческий путь, черпает вдохновение и силы. Имея за плечами богатую творческую биографию, огромный опыт общения с аудиториями поклонников искусства из многих стран мира, в ряду которых такие, как Япония, Южная Корея, Россия, Узбекистан, В. Мун определяет свое место в строю живописцев весьма скромно: «В музее в каждой картине таинственным образом заключена целая жизнь, со своими муками и радостями. Куда направлена эта жизнь, к каким сферам взывает душа художника? Экспозиций много. Где-то есть и моя инсталяция. Она состоит из глинобитной мазанки, в которой прошло мое детство, из разбитой школьной парты, за которой сидит вечно голодный и оборванный мальчик, единственная отрада которого – рисование…».Из такого мальчика из глубинки и вырос член Союза художников СССР и Казахстана, постоянный участник республиканских и международных выставок Виктор Васильевич Мун. К этой выставке, по признанию самого автора, он готовился многие годы, мечтал о ней, приближал ее, неустанно работая над своими полотнами.
–Мои работы выставлялись в совместных выставках художников, представляющих корейскую диаспору в Казахстане, – рассказывает он. – Это было и в честь 60-летия проживания корейцев в Казахстане, и в честь 70-летия. – Но персональная выставка в Кастеевке, знаю, мечта многих казахстанских художников, и не каждой из них дано осуществиться. Моя мечта сбылась, состоялся своеобразный творческий отчет, прежде всего, перед самим собой. А уж тот факт, что я могу порадовать посетителей выставки, меня радует вдвойне. Еще я очень горд и тем, что выставка в честь 80-летия проживания корейцев в Казахстане, в организации которой мне помогло столько отзывчивых людей и организаций, красноречиво говорит о том, что наша деятельность в Казахстане заметна и в искусстве.На выставке присутствовал давний друг и единомышленник В. Муна Виктор Ан, долгое время проработавший в газете «Ленин кичи» и приехавший накануне из Узбекистана. Фотохудожник остановился у полотен серии «Настины куклы», и я попросила его рассказать о своих впечатлениях от работ казахстанского художника.
–Я Виктора знаю с 1994 года. Меня он восхищает своими человеческими качествами, своим трудолюбием. Он уникальный художник, имеющий хорошую советскую школу, базу, на которой произрастает его творчество, и в то же время в нем живет неугомонная творческая душа, благодаря чему он растет и не может быть несовременным. Я не случайно сказал, с какого времени знаком с творчеством Виктора. Первые его работы я смог оценить на выставке в 1997 году, посвященной 60-летию проживания корейцев в Казахстане, и был поражен свежестью взгляда, неординарностью коллеги. Однако на этот раз я просто восхищен творческим ростом, я увидел графические работы, которые ценю выше других, а они сравнительно недавно написаны. Он поздно начал писать, но весь трудовой путь пошел сюда – в его мысле-формы, в его философию, которая и трогает душу, и восхищает, и является поводом для раздумий. Я искренне рад за своего коллегу.
–У Виктора индивидуальный творческий почерк, его произведения узнаваемы, – говорит куратор выставки Наталья Баженова. – Сюжеты многогранны и замысловаты, характеризующие художника как человека, глубоко размышляющего над формой и идейным содержанием своих работ. Его акварель – это зачастую долгая, кропотливая работа, с тщательной деталировкой и обилием нюансов. В живописных полотнах он мастерски играет фактурой, используя контурные рельефы, многослойное наложение цвета. Его творчеству близко направление кубизма, популярного в XX веке, основателями которого являлись Поль Сезан, Пабло Пикассо. На открытии выставки Виктор Васильевич благодарил всех, кто приблизил этот день и способствовал тому, чтобы персональная выставка состоялась. Не забыл он и о самом близком человеке, благодаря которому «не кончается вдохновение», о своей жене Лилии Павловне.
–В семье тоже готовились? – задаю ей вопрос.
–Не то слово, за два года до открытия мы жили выставкой, – ответила она. – В последнее время я его только и вижу в мастерской: ни праздников, ни выходных. На все семейные торжества одна хожу, уже все близкие к этому привыкли. Его работы, как наши дети. Знаю все об их рождении, знаю, каких творческих сил и сомнений они стоят.
–А любимые есть?
–Они все дороги, в связи с тем или иным периодом, событием в жизни. Художники же все пропускают через себя и видят мир не так, как видим мы. Но самая родная, я бы сказала, картина, по которой я скучаю,– «Санта Мария». Она сейчас в Южной Корее.
–Долго ли Виктор пишет свои картины?
–По-разному. Бывает, увлечет идея, и он ее развивает и не может остановиться, пока не завершит. Бывают такие работы, которые он только начнет, и они лежат в ожидании своего часа. Время развития идеи может наступить через год, а то и больше. Так что работает Виктор иногда сразу над несколькими полотнами, а иногда сосредоточен над одним. Посетители останавливаются и у портретов, у работ, которые родом из прошлого, когда Виктор работал в Корейском театре. У некоторых полотен подолгу стоят, размышляя о чем-то о своем, нашедшем отклик в душе, благодаря художнику. О чем? Кто о чем: кто-то о духовной жизни, кто-то об искусстве и музыке, кто-то о смысле бытия, а кто-то о вечных ценностях, подступиться к которым дано лишь художнику, тонко чувствующему этот хрупкий мир, где всему есть место. Если Вы еще не знакомы с творчеством Виктора Муна, обязательно сходите на его выставку, постойте у его полотен, и Вы не пожалеете. Если знакомы – тем более. Вы откроете для себя современного художника Виктора Муна, влившись в ряды тех, кому дорого его творчество. А о таковых красноречиво говорят следующие факты, свидетельствующие о значительном вкладе в развитие и содержательный облик казахстанского и мирового искусства: произведения В. Муна находятся в фондах ГМИ РК А. Кастеева, ЦГМ РК, в галереях и частных коллекциях Казахстана, Кореи, США, Англии, Германии, Франции, России, Египта, Японии и других странах мира.
Тамара ТИН
Газета «Корё ильбо»